Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Первые профессиональные дорожные службы

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://mintrans.cap.ru/

Началом профессиональной дорожной службы в стране принято считать учрежденные при Иване III в Московском великом княжестве ямской службы. В основе ее было старославянское «ямить» – собирать применительно к сбору княжеской дани. На практике же яма представляла собою селение, «коего, как писал В.И.Даль, крестьяне отправляют на месте почтовую гоньбу, и где для этого станция». Отсюда и ямщик, крестьянин для почтовой гоньбы на своих лошадях, за что он освобождался князем от податей подушных. Устраивались ямы в зависимости от дороги и населенности края в 6-12 милях друг от друга.

Ямская повинность считалась одной из самых тяжких. Привилегию уйти от нее, когда князь скажет: «Не надобно ни ям, ни подвод», получали разве что монастыри и чем-то очень себя отличившие перед князем селения. Поддерживать ямскую службу в рабочем состоянии приходилось с помощью специально для того учрежденных служб.

Иван III сам постоянно следил за соблюдением ямской гоньбы и сыну завещал следовать своему примеру. В 1504 году он писал: «А сын мой Василий в своем Великом княжестве держит ямы и подводы на тех местах по дорогам, где были ямы и дороги при мне, а дети по своим отчинам держат ямы и подводы». Таким образом, уже в XIV – XV вв. в стране был создан костяк сухопутных дорог, а в основе ее, повторимся, была ямская служба.

Ямская служба существенно продвинула на Руси дорожное строительство. В XVII веке сухопутные дороги связали столицу Московского государства со всеми его землями. Была построена дорога Москва-Клин-Тверь; Москва-Переславль-Залесский-Рязань-Ярославль; Москва-Дмитров-Кашин и другие. Ямская «гоньба» по ним определялась прежде всего почтовой связью и поездками княжеских чиновников. В 1745 году Россия уже имела атлас своих земель. Губернские карты без указания на них дорог и четкого их описания правительством в расчет не принимались.

При Петре I дорожная служба получает дальнейшее развитие и определенную четкость устройства структуры управления. В это время уточняется оптимальное расстояние между ямскими станциями (15-20 верст), дается точное расписание (перечень) станций и обзор состояния дорог. На дорогах появились верстовые столбы, а вдоль них – трактиры для отдыха путников.

В 1731 г. определяется новый регламент камер-коллегии, в котором определяются задачи дорожных служб. Назывался он «О содержании в уездах в добром порядке дорог и мостов через реки, частных дворов и магазинов».

В дополнение к коллегиям при Екатерине I появились и дворцовые канцелярии. Дорожная служба, реорганизованная в 1755 г. в Канцелярию государственных дорог, стала первым специализированным дорожным учреждением страны.

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика