Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Историческая справка Чебоксарского речного порта

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://mintrans.cap.ru/

С семнадцатого века столица нашей республики была привлекательна для путешественников. Такие исторические личности, как немецкий учёный и путешественник Адам Олеарий, императрица Екатерина II, писатель А. Радищев и другие отмечали в своих записях красоту и самобытность Чебоксар, открывающуюся со стороны Волги. С течением времени Волжские водные «ворота» в город Чебоксары преобразились.

Положение города Чебоксары на речном пути из глубины России в Азию придавало ему характер пристани и определяло занятия его жителей, втягивая их в торговый оборот и давая возможность развиваться предпринимательству. Торговые суда поднимались по полноводной реке Чебоксарке, ныне скрытой водами залива, вплоть до верхнего ожерелья Чебоксарского залива. Чебоксарские купцы и мещане имели свои суда и наемных рабочих, как постоянных, так и сезонных, и ежегодно снаряжали суда с разными товарами. «Чебоксары имеют самое большое число собственных судов (до 70) и между всеми жителями городов и пристаней Казанской губернии занимают первое место» «Цивилизация народов Поволжья и Приуралья. В книгах чебоксарского маклера с 1800 по 1840 г. зарегистрировано более 50 местных судовладельцев, использовавших свои суда для перевозки, как собственных, так и чужих товаров. Некоторые купцы-судопромышленники ежегодно наряжали от 2 до 8 судов. Так в книге за 1832 г. приводятся сообщения судовладельцев о том, сколько они отправили, и сколько работников нанялось на эти суда. 10 купцов 3-й гильдии (Г. Будаев, М. Дорогов, А. Коротков, А. Клюев и др.) отправили 23 судна.

Императорским указом от 12 сентября 1809 года была создана Российская экспедиция водяных коммуникаций. Вся транспортная сеть России была разделена на десять округов: Пристань Чебоксары с обширным поднадзорным участком Волги была отнесена к III водному округу [Никитин А.С. Чебоксарская старина: из серии «Память Чувашии», - Чебоксары: Изд. Чувашский институт туризма и сервиса, 1997., с. 29]. Первоочередные работы связывались с изучением судоходных условий Волги. В «Наставлении смотрителям судоходства от 1812 г.» предписывалось: «Поскольку и доныне нет ещё точных сведений о Волге, начиная от Чебоксар до самых её устьев, то надлежит все оные места снять на планы».

Начало XIX в. ознаменовалось возникновением пароходства на Волге. Первый пароход в Волжском бассейне был построен в 1817 г. К началу 60-х г. XIX в. в Волжском бассейне насчитывалось 220 пароходов, из которых 130 судов принадлежали акционерным обществам и компаниям.

В июне 1846 г. к пристани Чебоксары причалил один из первых пароходов, следовавший из Самары в Рыбинск. Это был пароход «Волга», изготовленный в Роттердаме (Голландия). Установленная в металлическом корпусе судна паровая машина, мощностью 250 лошадиных сил работала с таким шумом, что её было слышно в Чебоксарах, когда судно проходило мимо устья Цивиля. Известный кораблестроитель, академик АН СССР, Крылов А.Н., родившийся в Порецком районе Чувашской Республики, в своей книге «Мои воспоминания» пишет: «В начале 1870-х г. на Волге работали пассажирские пароходы обществ «Самолёт», «По Волге», «Кавказ и Меркурий»... Все пароходы были почти одинаковые, но особенно славились «самолётские», и их предпочитали «волжским» и «меркурьевским». Отопление на всех пароходах было дровяное... В 1871 или 1872 г. появился на Волге первый двухпалубный пароход «Александр II»... Отопление на этом пароходе было нефтяное...».

В дореволюционное время в Чебоксарах насчитывалось семь пристаней: Каменская, «Кавказ и Меркурий», «Самолёт», общество «Русь», Савинская, Кашинская, Любимовская. В своей книге «Очерки нынешней общественной жизни в России» князь В.П. Мещерский назвал чебоксарскую пристань Казанской губернии одной из главных пристаней по закупке хлеба [8, с. 289-290]. В 1871 г. с Чебоксарской пристани отгружено: 1,7 млн. пудов хлеба; 50 тыс. пудов льна и конопли; 1,5 тыс. пудов орехов; 1,1 тыс. пудов мочала и рогож; 2,5 тыс. пудов тряпья. Всего за навигацию грузилось 104 судна и один плот. Из них один плот и 14 судов шли вниз по Волге, а 90 судов - вверх по реке.

В начале XX в., после Октябрьской революции 1917 г. количество пристаней сократилось. Иногда на плаву стоял один, в лучшем случае два-три дебаркадера. В послевоенное время дебаркадеры стали «целевыми»: одни - для судов, идущих вверх, другие - для тех, кто направлялся вниз по Волге и Каме.

В 1927 г. Чебоксарский горкомхоз для перевоза приобрёл новый катер стоимостью 3500 рублей. Катер брал в рейс 26 пассажиров, 15 пудов груза, имел скорость 6 км в час, обладал мощностью 15 лошадиных сил. За сезон было перевезено 24915 человек, 1498 единиц скота, 2623 пуда груза. Паромная переправа по времени была продолжительнее современной. Люди и животные переправлялись вместе.

В пятнадцатилетие Чувашской автономии Чебоксары получают из Нижнего Новгорода два пассажирских катера - «15 лет Чувашской АССР» и «ЦИК Чувашии», построенных на Сормовской судоверфи им. Постышева. Каждый катер вмещал в себя до 160 пассажиров. Через пять лет, за год до начала войны, речной флот столицы Чувашии пополнился самоходным паромом «20 лет ЧАССР». В народе пароходку называли «Двадцаткой». Она продержалась на плаву долго. Курсировала и много лет после войны. А два катера «15 лет Чувашской АССР» и «ЦИК Чувашии» были мобилизованы на фронт и не вернулись со Сталинградской битвы. По неофициальным данным, Чебоксары в годы Отечественной войны перегнали под Сталинград 500 вёсельных и моторных лодок, которые так и остались там. В составе Верхне-Волжского речного пароходства находился пароход «Чебоксары» [Терентьев А.И. Чебоксары и чебоксарцы: Записки краеведа.»

Эти основные этапы работы речного перевоза предшествовали созданию Чебоксарской волжской флотилии. Речной флот в послевоенный период пополнился высокопроизводительными погрузо-разгрузочными механизмами, грузооборот речного транспорта превысил довоенный уровень. Пристань Чебоксары увеличила грузооборот за пятилетие в 8 раз, а перевозку пассажиров - в 20 раз.

В послевоенный период проект реконструкции Волги был в очередной раз переработан. Чебоксарскую ГЭС намечалось построить сразу после Горьковской, Куйбышевской и Волгоградской. Проектное задание на строительство ГЭС было рассмотрено и согласовано Госпланом СССР, Госстроем СССР и утверждено Советом Министров СССР, 22 января 1967 года. Эта дата и считается началом строительства Чебоксарской ГЭС. Затопление котлована ГЭС было произведено в 1980 г. К настоящему времени осталась нерешённой проблема пониженной отметки водохранилища. В соответствии с проектом строительства Чебоксарской ГЭС, отметка верхнего бьефа была определена — 68.0 метра. Но в эксплуатацию была запущена на отметке в 63 метра. Уже тогда ученые-проектировщики предупреждали, что возникнет необходимость увеличения объема воды и поднятия уровня водохранилища до другой отметки.

У правого берега Чебоксарского водохранилища в г. Чебоксары выше гидроузла расположен Чебоксарский речной порт. Статус речного порта в составе Волжского объединённого речного пароходства пристань г. Чебоксары получила в 1968 г. Идея строительства и модернизации речного порта возникла четверть века назад. В 1984 г. был заложен фундамент нового порта, но через четыре года стройку на набережной прекратили. И вернулись к этому проекту в 1992 г. Первоначальные планы возвести только новое административное здание речного порта трансформировались в грандиозную программу благоустройства набережной Волги и прилегающей к ней территории.

ОАО «Чебоксарский речной порт» создано путём выделения и преобразования в акционерное общество Чебоксарского речного порта Волжского объединённого речного пароходства. Основными видами деятельности предприятия являются грузовые и пассажирские перевозки, переработка грузов, добыча нерудных строительных материалов, услуги комплексного обслуживания флота. Предприятие имеет на балансе 7 месторождений речного песка.

Порт осуществляет пассажирские перевозки. На обслуживании пассажиров используются суда типа «МО», «Москва», «Чувашия». Обслуживание туристских и транзитных пассажирских судов, следующих до Москвы, Перми, Уфы, Астрахани и Ростова-на-Дону осуществляется с пассажирских причалов г. Чебоксары, пристаней Козловка и Мариинский Посад.

Вновь построенные 5 пассажирских причалов на набережной г. Чебоксары позволяют одновременно принимать до 15 теплоходов, в том числе 6 круизных судов.

Находясь в самом центре России, на берегах рек Волги и Суры, имея богатое культурное наследие и национальную самобытность, Чувашия располагает благоприятными условиями для развития туристской отрасли (круизный туризм) на теплоходах по великой водной артерии Европы - реке Волге. Комплекс сооружений речного порта является одной из ведущих концертно-развлекательных площадок города, где естественным оформлением сцены являются неповторимые заволжские пейзажи, панорама церквей, храмов, театров. Всё это привлекает население республики и гостей приятно провести время на территории Чебоксарской набережной, кроме того, здесь проводятся культурно-массовые мероприятия, приуроченные ко Дню республики и Дню города, спортивные состязания и фестивали республиканского, межрегионального, российского и международного уровней.

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика