Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Первые технические школы возникли в России при Петре I. В 1703 году в Москве были открыты Штурманская и Навигатская школы, в которых обучалось до двухсот человек. Несколько позднее (1711) здесь же открылась Инженерная школа. Но эти учебные заведения не готовили дорожников, только незначительное число выпускников было занято в дорожных службах. Главное назначение этих школ - подготовка моряков и военных инженеров.
Перемены произошли одновременно с общим поворотом в дорожном деле. В начале XIX в ряде округов путей сообщения появились школы для солдатских детей. Правда, готовили они специалистов для водных систем, притом только низший технический персонал, да и численность учащихся была невелика.
Принц Георг Ольденбургский, главный директор ведомства путей сообщения, понимая, что развитие дорожного дела невозможно без подготовленных кадров и одновременно стремясь поднять авторитет дорожной службы, выступил инициатором создания Корпуса инженеров сообщения, которому решено было придать военную организацию, чтобы его офицеры могли быть полезны не только в мирное, но и в военное время. Главные сухопутные дороги, являвшиеся предметом государственного попечения, в это время продолжали служить преимущественно военно-административным целям. Поэтому подчинение их военизированному ведомству было закономерно.
Штаб Корпуса состоял из 5 генерал-инспекторов (в звании не ниже генерал-лейтенанта), 10 окружных начальников (не ниже генерал-майора), 15 управляющих директоров (не ниже полковника), 20 директоров- производителей работ (не ниже подполковника), 30 инженеров первого класса (не ниже майора), 42 инженеров второго класса (не ниже капитана), 7 инженеров третьего класса (не ниже поручика). С такими наличными силами приступала Россия к постройке современных дорог.
Одновременно, в 1809 году создается Институт Корпуса инженеров путей сообщения. (В 1877 г. Институт был именован в честь императора Александра I, всеми мерами способствовавшего возникновению и становлению этого учебного заведения, принявшего его под свое покровительство и даже подарившего ему уникальную коллекцию физических приборов).
Задачей Института стало «приуготовление юношества и образование инженеров». Его штат первоначально состоял из 29 штатных и 11 сверхштатных воспитанников. Принимались молодые люди в возрасте от 15 до 22 лет крепкого телосложения, умевшие говорить и читать по-русски и по-французски. Окончившие это учебное заведение получали звание инженера третьего класса (поручиков).
Обучение в Институте длилось три, затем четыре года. Воспитанники младших классов (4-го и 3-го) не имели чина, во 2-ом классе становились прапорщиками, а в 1-м-подпоручиками. Обучение первоначально вынуждено было достаточно элементарным для высшего учебного заведения, но постепенно и оно приобрело фундаментальный характер, включив основные общеобразовательные, общеинженерные и специальные дисциплины.