Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Мы не знаем и вряд ли когда-нибудь узнаем точно время появления на Руси первых дорог, то есть специально обустроенных путей по суше. Но мы можем с достаточной точностью предположить, как и зачем они появились. Начнем с наивного на первый взгляд вопроса: «Зачем?»
В те времена, когда восточные славяне расселились на Восточно-Европейской равнине (а это VI век нашей эры), пути по рекам были и удобны, и сравнительно безопасны, а главное – вполне достаточны для потребностей населения, живущего натуральным хозяйством. Реки связывали разбросанные по их берегам поселения, а славянские ладьи-однодеревки, идущие как на веслах, так и под парусом, спокойно себя чувствовали и в верховьях рек, и в широкой полноводной дельте, и среди порогов, и даже в прибрежных водах морей.
Много столетий река исправно выполняла функцию главного пути, соединяя в этом слове и движение к цели и пользу, которую это движение должно принести. А польза от первых путей, конечно, торговая либо военная.
Первые дороги, устроенные в славянских землях, это волоки, специально расчищенные от камней и растительности участки земли в обход порогов и в тех местах, где нужно из одной реки переправить ладьи в другую.
Дорога в славянских землях до формирования Древнерусского государства играла в большинстве случаев вспомогательную роль по отношению к речным путям. По дороге-волоку переправляют ладьи, по городской дороге товары доставляются к гавани, по ней же спешат в город укрыться от грозящей опасности сельские жители.
(«Дороги России» №6 2002 г.)